ЛОЛИТА
«Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.»
Владимир Набоков
Исповедь насильника или голос жертвы?
Один из самых скандальных романов Владимира Владимировича Набокова «Лолита», впервые опубликованный в 1955 году в Париже. Произведение, которое и по сей день вызывает множество противоречивых отзывов, считается самым известным в творческой биографии писателя. Какова истинная цель романа: разоблачить злодея или посочувствовать пострадавшему? В этой статье постараемся распутать клубок и ответить на вопрос.
История предстаёт перед нами от лица героя с необычным именем - Гумберт Гумберт. Мужчина с самого начала произведения обращается к читателю, пытаясь убедить его в своей невинности, что делает не один раз на протяжение всего романа, тем самым ломая четвёртую стену.
"Уважаемые присяжные женского и мужеского пола!"

В романе Гумберт вводит такое понятие, как "нимфетка", которое описывает молодых девушек, осознавших собственную привлекательность и сексуальность, что так сильно очаровывает и притягивает представителей мужского пола. По его мнению, Лолита - одна из них. Таким образом, герой обвиняет саму девочку, представляя её перед читателями как искусительницу, которая способна соблазнить взрослого мужчину.
"В возрастных пределах между девятью и четырнадцатью годами встречаются девочки, которые для некоторых очарованных странников, вдвое или во много раз старше них, обнаруживают истинную свою сущность — сущность не человеческую, а нимфическую (т. е. демонскую); и этих маленьких избранниц я предлагаю именовать так: нимфетки."
Кадр из фильма «Лолита», режиссёр Эдриан Лайн, 1997 год
После смерти матери Лолита фактически остаётся одна, из-за чего оказывается зависимой от Гумберта. Благодаря этому, связь между ними крепчает, и герой начинает "воспитывать" девочку, превращая её в "свою ".


"Ненадёжный рассказчик"
На протяжение всего романа Гумберт старается навязать собственное видение того, что происходит на самом деле, убеждая читателей в невинности своих действий и взаимности чувств со стороны Лолиты. Так ли это на самом деле?
В литературе существует такой художественный приём, как "ненадёжный рассказчик" - это герой, который описывает историю от первого лица, тем самым доводит до читателей информацию только с одной стороны, искажая или не передавая до конца все детали произошедшего. Таким и является сам Гумберт. Он намеренно путается в показаниях, лжёт и всячески извивается, подавая только те данные, которые не выставят его в плохом свете, а даже наоборот - вызовут сочувствия и жалость к мужчине.

Действительно, читатель может поймать себя на мысли, что Лолита не такая невинная девочка, какой она кажется на первый взгляд, а жертвой в этой ситуации может быть и сам Гумберт. Именно поэтому не стоит забывать о том, что герой лишь манипулирует, он не признаёт ответственность за собственные действия и всячески оправдывается: «Я расскажу вам кое-что очень странное: именно она соблазнила меня».

Такая игра присуще творчеству Владимира Набокова. Приём "ненадёжного рассказчика" можно встретить и в других произведениях писателя, таких как «Приглашение на казнь», «Отчаяние», «Подвиг» и др.
Владимир Набоков. 1957 год
© Cornell University Library
«Это книга о печальной судьбе ребенка: вполне обыкновенной маленькой девочки, захваченной отвратительным и бессердечным человеком».
— В.В. Набоков о романе «Лолита».
Загадка, лабиринт, игра - такими словами можно описать роман Набокова «Лолита». Это сложное и противоречивое произведение, которое заставляет читателей обдумывать каждое прочитанное слово и самостоятельно восполнять пробелы главного героя, тем самым, вынуждая принять решение и ответить на вопрос: "кто жертва?"
Made on
Tilda